- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ
- (англ. comparative approach to valuation) – совокупность приемов и методов оценки, позволяющая определить рыночную стоимость объекта на основе фактической цены, по которой совершались сделки купли-продажи похожих объектов, скорректированной с учетом выявленных оценщиком отличий в характеристиках оцениваемого объекта и аналога. С.п. (рыночный) используется в оценочной практике наряду с доходным и затратным подходами. Необходимое условие применения С.п. – наличие достаточных и достоверных данных о фактич. цене купли-продажи объектов в комплексе с информацией, отражающей черты, свойственные этим объектам, и позволяющей установить степень сходства. При этом оценивают стоимость всех видов собственности (материальные, нематериальные и финансовые активы) и предприятия (бизнеса) – определяют рыночную стоимость акц. капитала пр-тия. Критерии сопоставимости (сравнения) аналогичных объектов с оцениваемым зависят от его вида, целей оценки и др. факторов. Напр., при оценке стоимости предприятия (бизнеса) степень сходства определяют путем сопоставления величины специально рассчитываемых для этих целей финанс. коэффициентов; при оценке стоимости материальных активов гл. роль играют такие элементы сравнения, как время продажи, местонахождение объекта, физич. характеристики (площадь, наличие дополнит. улучшений, степень износа и т.д.). С.п. осуществляют с помощью разл. методов, применение к-рых зависит от конкретных условий и задач оценки [в частн., методов рынка капитала (компаниианалога), сделок, отраслевых коэффициентов (соотношений) и др.] Так, отличительной чертой методов С.п. к оценке стоимости предприятия (бизнеса) является использование ценовых мультипликаторов, рассчитываемых по компаниям-аналогам и отражающих соотношение между рыночной ценой акц. капитала (его части) и финанс. показателями (прямыми или косвенными) доходности пр-тия (прибыль, ден. поток, дивиденды, балансовая стоимость и др.). С.п. к оценке стоимости недвижимости включает два осн. метода: соотнесения цены и дохода и сравнительного анализа продаж. При методе соотнесения цены и дохода используют показатели, рассчит. по сопоставимым объектам недвижимости: валовой рентный мультипликатор, общая ставка капитализации и др. При методе сравнительного анализа продаж ценообразующие параметры аналога приводят (путем последовательного внесения корректировок в его цену) к виду, идентичному параметрам оцениваемого объекта (сравнивают условия финансирования и продажи, время продажи, местонахождение, физич. характеристики). С.п. к оценке стоимости машин и оборудования заключается в сопоставлении технич. и производств. характеристик. Расчеты по методу прямого сравнения базируются на рыночных ценах машин и оборудования, абсолютно идентичных оцениваемому объекту, а по методу косвенного сравнения – на рыночных ценах машин и оборудования, способных заменить оцениваемые машины по выполняемым функциям. С.п. основывается на соблюдении определ. требований, общих для всех методов и объектов оценки: тщательной сегментации рынка оцениваемых объектов; независимости субъектов сделки; инвестиц. мотивации; представительности списка объектов-аналогов; трансформации бухгалтерской и финанс. отчетности в случае использования зарубежных аналогов.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.